Беларуская лакалізацыя знаходзіцца ў стадыі развіцця. Будзем ўдзячныя любой дапамозе ў яе напаўненні і перакладах з іншых моў.

Алексей Петрович Щепочкин b. 1802 d. 21 верасня 1840

Зьвесткі зь Радавод

Запіс:740141
Jump to: navigation, search
Род Щепочкины
Пол мужчына
Поўнае імя
ад нараджэння
Алексей Петрович Щепочкин
Бацькі

Пётр Григорьевич Щепочкин [Щепочкины] b. 1759 d. 27 ліпеня 1844

Екатерина Алексеевна Нарышкина (Щепочкина) [Нарышкины] d. 13 красавіка 1848

Падзеі

1802 нараджэнне:

18 ліпеня 1827 шлюб: Москва, РСФСР, СССР, Вера Георгиевна Алексеева (Щепочкина) [Алексеевы] b. 1804 d. 21 верасня 1840

1828 нараджэнне дзіцяці: Екатерина Алексеевна Щепочкина [Щепочкины] b. 1828

20 кастрычніка 1832 нараджэнне дзіцяці: Пётр Алексеевич Щепочкин [Щепочкины] b. 20 кастрычніка 1832 d. 1886

1834 нараджэнне дзіцяці: Варвара Алексеевна Щепочкина [Щепочкины] b. 1834

21 верасня 1840 смерць:

Нататкі

А.П.Щепочин – дед Н.А.Морозова – сделал блестящую военную карьеру, участвовал в русско-турецкой войне в 1828 году, командуя артиллерийской ротой, за мужество и отвагу был награжден орденом Святой Анны 4-й степени и большой серебряной медалью на георгиевской ленте с подписью «За храбрость». В 1829 году он демобилизуется и погружается в хозяйственные заботы. А.П.Щепочкин проявил себя рачительным хозяином. Стал постепенно рассчитываться с долгами.

Мой дедушка по отцу Алексей Петрович был блестящий артиллерийский офицер, а бабушка— светская женщина. По выходе дедушки в отставку они оба поселились в своем имении Мологского уезда, где дедушка был выбран предводителем дворянства и прожил в этом звании несколько лет, давая балы местному обществу и занимаясь главным образом псовой охотой и другими видами спорта.

Ему предстояла блестящая карьера, так как по матери своей, Екатерине Алексеевне Нарышкиной, он находился в родстве с Петром Великим. Но его жизнь была рано прервана неожиданной катастрофой. Он был взорван на воздух вместе с большей частью своего дома.

О причинах этого события и его подробностях отец мой хранил все время своей жизни глубокое молчание, а немногие другие лица, помнившие о нем во время моего детства, говорили различно. Моя мать, уроженка отдаленной губернии, слышала, что причиной взрыва было жестокое обращение дедушки со своими крепостными крестьянами: он заставлял их рыть многочисленные канавы для осушения принадлежавших ему болот. И, действительно, в низменной части нашего имения, где в доисторические времена еще бушевали волны могучей Волги, отступившей теперь от того места на три версты к востоку, и до сих пор можно видеть дедушкины канавы, разделяющие четырехугольниками каждую десятину луговой земли и видные с прилегающих холмов на далекое расстояние по растущим вдоль них рядам ив. Недовольство этой насильственной канализацией, охватившее все местное крестьянство, нашло, по словам матери, отголосок в сердце дедушкина дворецкого, решившегося в сообществе с молодым камердинером отомстить дедушке за притеснения и взорвавшего его вместе с домом.

Другой (и более романтический) вариант той же самой истории я слышал от своей няни Татьяны, жившей в той самой местности.

Любимым камердинером дедушки, говорила она, был очень молодой человек, воспитанный в Петербурге и начитавшийся романов до того, что влюбился безумно в одну молоденькую уездную барышню, которая ничего и не подозревала об этом. В один прекрасный день, когда дедушка с семейством приехал к себе в имение и давал там большой бал, этому молодому человеку, избавленному от обычной застольной службы, пришлось, за недостатком захлопотавшихся лакеев, разносить за обедом какой-то соус в присутствии любимой им барышни. Это так его сконфузило, что он вылил половину блюда на подол какой-то важной дамы.

— Пошел вон, дурак! — закричал на него дедушка и, схватив за шиворот, вышвырнул из столовой.

Это унижение в присутствии предмета обожания привело юношу в такое отчаяние, что он, по словам няньки, сначала хотел убить себя, а затем решил убить обидчика и, сговорившись с дворецким, ненавидевшим дедушку по другим причинам, подкатил через несколько дней под спальню дома большой бочонок пороху, вложил его в отверстие под печкой, завалил выход большими камнями и, вставив в бочонок свечку, зажег и ушел.

В полночь произошел страшный взрыв, гул которого разбудил мою няню (в то время еще девочку) на расстоянии пяти верст от дома. Большая часть здания разрушилась, упавшая печка раздавила дедушку и бабушку, а трое их детей — мой отец и две его сестры, спавшие в боковой пристройке,— уцелели, хотя стена их комнаты отвалилась и для того, чтобы достать их, пришлось приставлять лестницу.

В 1827 году, ещё при жизни Алексеева, его дочь Вера вышла замуж за Алексея Петровича Щепочкина. Так с 1830 года новым владельцем усадьбы Борок стал молодой 28-летний барин Алексей Петрович Щепочкин. Он был дворянского происхождения. Его отец рязанский помещик Пётр Григорьевич Щепочкин, мать Екатерина Алексеевна, урождённая Нарышкина. Когда Алексею Петровичу Щепочкину исполнилось 17 лет, он юнкером вступил в конно-артиллерийскую роту. Его воинская служба была безупречной, а поэтому в служебных характеристиках командование всегда отмечало: "К повышению достоин". Венчание Алексея Петровича Щепочкина и Веры Егоровны Алексеевой состоялось 18 июля 1827 года в Москве. Жениху было 25 лет, невесте 23 года. Сразу же в Москве они заказали два больших овальных портрета. Сейчас эти портреты висят в столовой дома-музея Н.А.Морозова. Молодые красивые лица...

Супругам недолго пришлось быть вместе. В 1828 году началась русско-турецкая война, и подпоручик Алексей Петрович Щепочкин отправился в действующую армию. Русско-турецкая война 1828-1829 годов была вызвана борьбой европейских государств за раздел ослабевшей Османской империи и за освобождение Греции от турецкого ига. За мужество и отвагу в Русско-турецкой войне подпоручик Алексей Петрович был награждён орденом Святой Анны и большой серебряной медалью на георгиевской ленте с надписью "За храбрость".

После окончания войны Алексей Петрович вернулся в своё имение Борок. Положение здесь было сложное. После покойного тестя остались долги в сумме 50000 рублей. Кредиторы обратились в суд. Ярославская палата гражданского суда постановила: "Для уплаты долгов дворянскую усадьбу Борок продать с молотка. Продаже подлежит также село Верхне-Никульское и 13 деревень с проживающими в них крестьянами - мужчин 530 человек. Продаже не подлежат деревни Вольных хлебопашцев Григорево и Дьяконово."

Но мир не без добрых людей. Предводитель Мологского уездного дворянства Николай Дмитриевич Соковнин стал вести переговоры с Управляющим кредитного банка при Московском опекунском совете, чтобы помочь Алексею Петровичу Щепочкину рассчитаться с кредиторами и уберечь от продажи усадьбу. Деньги были получены и долг погашен.

Постепенно жизнь в Борке стала налаживаться. Алексей Петрович был рачительным хозяином. Он закончил строительство барского дома. Примерно в версте от усадьбы поставил красивые резные ворота, от которых до самого дома шла густая липовая аллея. Начал аккуратно перечислять денежные взносы в кредитный банк. В его семье уже было трое детей. Две дочери Екатерина и Варвара и сын Пётр. Пётр Алексеевич Щепочкин (отец нашего Николая Александровича Морозова) родился 20 октября 1832 года.

Владельцы усадьбы Алексей Петрович Щепочкин и его жена Вера Егоровна прожили в Борке немного, всего 10 лет. 21 сентября 1840 года их жизнь трагически оборвалась. Трое дворовых совершили террористический акт. Ночью они взорвали барский дом, заложив в печь бочку с порохом. При взрыве погибли Алексей Петрович и Вера Егоровна. Это жестокое по замыслу убийство потрясло всех. Министр внутренних дел доложил об этом императору Николаю I.

На похороны супругов собралось огромное количество народа. Нескончаемая похоронная процессия растянулась от усадьбы до кладбища в селе Верхне-Никульском. На прощальную панихиду в церковь Святой Троицы прибыли ярославский губернатор, всё мологское уездное начальство, все графы Мусины-Пушкины, князья Волконские, Соковнины, Глебовы, отец Алексея Петровича Щепочкина - Пётр Григорьевич и его мать Екатерина Алексеевна. Пришли проститься толпы крестьян со всех окрестных деревень. Владельцев усадьбы Борок похоронили в церкви села Верхне-Никульское близ алтаря.

Установить убийц помещиков Щепочкиных не представляло большого труда. В скором времени все трое дворовых были арестованы. Их приговорили к пожизненным каторжным работам в Сибири. По иронии судьбы внук убиенных помещиков Н.А.Морозов сам в молодые годы вступит на путь террора и хотя лично никого не убьёт, но в революционных кругах будет считаться теоретиком терроризма.

После гибели владельцев усадьбы осталось трое детей-сирот: Екатерина - 12 лет, Пётр - 8 лет (будущий отец Н.А.Морозова) и Варвара - 6 лет. Опеку над ними и над усадьбой Борок взял брат погибшего, их дядя Николай Петрович Щепочкин. Ему было нелегко. Кроме воспитания детей, он должен был ежегодно перечислять деньги в кредитный банк, чтобы сохранить Борок для будущего владельца - Петра.

В 1840 году в имении Борок взорвали дворян-супругов Щепочкиных.

Трое их дворовых купили мешок пороха, положили его в печь на первом этаже, как раз под спальней супругов. Проковыряли дырочку, сделали дорожку, поставили свечу. Торопливо убежали… Вскоре громыхнул страшной силы взрыв.

Жестокость этого, говоря современным языком, теракта потрясла всех. Министр внутренних дел доложил о нем императору Николаю I. На прощальную панихиду прибыли ярославский губернатор и все уездное начальство. На панихиде и похоронах были все соседи-помещики, проститься с Щепочкиными пришли и толпы крестьян со всех окрестных деревень: их считали «хорошими барами». После гибели владельцев усадьбы осталось трое детей-сирот, в том числе будущий отец Н. А. Морозова.

Мужиков сразу поймали. Они 3 дня до преступления пили без перерыву, и люди слышали, как они сговаривались, вернее, как один из них подговаривал остальных убить барина.

Убийцы бились в пьяном кураже до самого момента ареста и честно рассказывали, что замыслили и почему. Оказалось все банально - обычное убийство на почве ревности. Одному из убийц очень нравилась некая дворовая девка. Он к ней не раз безуспешно сватался. А эта девка отдавала предпочтение барину, что тут поделать. Отлично знала, что барин женат, ни на что не претендовала, статус барской любовницы ее устраивал совершенно. Да и с «человеком своего круга» видимо она, покрутившись возле богатой и культурной жизни, уже иметь дела совершенно не хотела.

Так вот, по понятиям крестьян, девица вела себя «нечестно», безнравственно. Еще хуже, с их точки зрения, вел себя барин, который при живой жене в открытую крутил-вертел, строил куры со своей горничной.

Тогда незадавшийся жених «со товарищи» и решились на убийство.

Суд приговорил их к 50 ударам кнутом на обгорелых развалинах помещичьего дома. После чего на лбу и на щеках убийц выжгли литеры статей Уложения о наказаниях, по которым они были виновны и сослали в Тобольскую губернию на каторжные работы навечно.

Никак не оправдывая ни Щепочкина, ни горничную так сказать, «предмет» разгоревшихся страстей, ни тем более убийц, отметим: здесь виновата не только ревность, но и столкновение разных систем ценностей.

И уж конечно, и в этом случае, и во всех подобных даже говорить смешно о долготерпении народа. Народ имел свои представления о половой морали и считал себя вправе их отстаивать. В том числе и путем прямого насилия.


Бліжэйшыя продкі і нашчадкі

Дзяды
Антоний Прокофьевич Демидов
нараджэнне: 1745
смерць: 1800
Степан Прокофьевич Демидов
нараджэнне: 1759
смерць: 1760
Дзяды
Бацькі
Николай Григорьевич Щепочкин
нараджэнне: 1748
смерць: 6 верасня 1823
Павел Григорьевич Щепочкин
нараджэнне: 1767, Российская империя
шлюб: Александра Гавриловна Поливанова (Щепочкина)
смерць: 16 кастрычніка 1834, Российская империя
Василий Григорьевич Щепочкин
нараджэнне: > 1761
смерць: > 1815
Алексей Григорьевич Щепочкин
нараджэнне: < 1761
смерць: 20 верасня 1840
Бацькі
 
== 3 ==
Вера Георгиевна Алексеева (Щепочкина)
нараджэнне: 1804
шлюб: Алексей Петрович Щепочкин , Москва, РСФСР, СССР
смерць: 21 верасня 1840
Алексей Петрович Щепочкин
нараджэнне: 1802
шлюб: Вера Георгиевна Алексеева (Щепочкина) , Москва, РСФСР, СССР
смерць: 21 верасня 1840
== 3 ==
Дзеці
Дзеці
Унукі
Николай Петрович Николай Александрович Морозов Щепочкин
нараджэнне: 25 чэрвеня 1854, Борок, Мологский уезд, Ярославская губерния, Российская империя
шлюб: Ольга Спиридоновна Любатович (Морозова, Джабадари) , без регистрации
шлюб: Ксения Алексеевна Бориславская (Морозова) , Копань
смерць: 30 ліпеня 1946, Борок, Ярославская область, РСФСР, СССР
Унукі

праекты
На іншых мовах