Беларуская лакалізацыя знаходзіцца ў стадыі развіцця. Будзем ўдзячныя любой дапамозе ў яе напаўненні і перакладах з іншых моў. |
Предок Войно Войно
Зьвесткі зь Радавод
Род | Войны |
Пол | мужчына |
Поўнае імя ад нараджэння | Предок Войно Войно |
Падзеі
нараджэнне дзіцяці: ♂ Адам Войно [Войны]
Нататкі
ойно или Войны, как говаривали раньше, – старинный русский княжеский род, происходивший, согласно «Гербнику Польскому», «из русских князей, из Руси, а не из России», то есть живший в Киевской Руси еще до монгольского нашествия. О том, кем был основатель рода, имя которого не сохранила история, прямо говорит его прозвище – он был воином.
Поскольку Литва после захвата западнорусских земель в XIV веке приняла Православие и русский язык в качестве государственного, а обосновавшиеся в Галицкой Руси поляки поначалу на права православных не посягали, русские княжеские и боярские роды охотно пошли на службу к новым властителям. Так было и с Войно. Но Литва недолго была православной, а поляки – терпимыми. Они всячески подталкивали русских князей и воевод к принятию католичества, суля им златые горы и реки, полные вина, или, напротив, угрожая лишить их шляхетского достоинства. Не смогли избежать соблазна окатоличивания и Войно. Одним из первых в роду католиком стал Адам Войно, получивший в 1435 году от князя Болеслава Мазовецкого имение в Бельской земле. Потомство Адама Войно разделилось на множество ветвей, принявших прозвища от названий имений, которыми они владели. Так появились Войно-Шубы, Войно-Пецки, Войно-Скварки, Войно-Трубники, Войно-Оранские, Войно-Ясенецкие, Войно-Ясенецкие-Жеретынские и прочие. В течение почти двух столетий представители этих ветвей рода Войно были местниками, стольниками, каштелянами, воеводами, чашими, скарбниками, униатскими епископами...
Однако в начале XVIII века род стал приходить в упадок, причем, что удивительно, все ветви одновременно. После третьего раздела Речи Посполитой практически все Войно оказались российскими подданными. Многие из них жили в Царстве Польском, а три ветви рода – в Витебской, Волынской, Гродненской, Ковенской, Минской и Могилевской губерниях.
Случилось так, что именно в ту пору, когда я заинтересовался Войнами, я стал редактором первой изданной в нашей стране биографии святителя Луки, написанной Марком Поповским (журнал «Октябрь», 1990, №№ 2–4). До этого я знал, конечно, что архиепископ Лука – из «тех» Войно, но не ничего не знал об истории их ветви рода – Ясенецких. Я наивно полагал, что в большинстве своем Войны, хотя и пребывали в XIX веке в упадке, были еще достаточно богаты, чтобы, например, покупать земли с лесом на Украине, как мой прапрадед. Однако у М. Поповского я прочитал, что сын будущего архиепископа Луки Михаил, составляя со слов отца список известных предков, возле имени своего прадеда Станислава приписал в скобках: «курная изба, лапти, на медведя с рогатиной». Так жила в середине XIX века семья мельника Станислава Войно-Ясенецкого в Сенинском уезде Могилевской губернии! Мне трудно сказать, в какой именно степени родства находились варшавянин Ян Войно и Станислав Войно-Ясенецкий, знаю только, что ветви их рода, судя по родословным книгам Царства Польского, Волынской и Могилевской губерний, были близки и имели один герб – т. н. «Трубы»: на красном поле сломанные стрелы, над ними полумесяц со звездой.
Бліжэйшыя продкі і нашчадкі
шлюб: ♂ Иван Войно