Dear Rodovidians, please, help us cover the costs of Rodovid.org web hosting until the end of 2025.
Людмила Стахович
Зьвесткі зь Радавод
| Род | Стаховичи |
| Пол | мужчына |
| Поўнае імя ад нараджэння | Людмила Стахович |
Нататкі
Меня глубоко тронула история Людмилы Стахович. До войны Людмила училась в педагогическом институте на факультете немецкого языка и была влюблена в Леонида, студента политехнического института. Всё свободное от занятий время они проводили вместе. Леонид был необычайно ревнив. Если кто-нибудь из студентов, шутки ради и зная характер Леонида, оказывал Людмиле знаки внимания, Леонид ужасно это переживал. Их чувства были настолько сильны, что они решили, не откладывая, во время летних каникул обязательно пожениться. Но помешала война. Леонид ушёл добровольцем на фронт, а Людмила с больной матерью осталась в Минске.
Нужно было как-то выживать во время оккупации. Знание немецкого языка помогло Людмиле устроиться судомойкой в офицерскую столовую. Работа, конечно, тяжёлая, но позволяла мало-мальски прокормить себя и мать. Однако, самое страшное было впереди. Летом 1943 года нацисты стали эшелонами угонять молодёжь на принудительные работы в Германию. Людмила стала узницей немецкого концлагеря. Это был сущий ад: голод, непосильный труд, издевательства и ежедневное ожидание смерти.
Немецкие землевладельцы (бауэры) имели привилегию: за определённую плату в государственную казну они могли отбирать для работы в своих хозяйствах узников концлагерей. Бесспорно, это тоже был рабский труд, но всё-таки с большей надеждой выжить — хотя за малейшую провинность человека могли возвратить обратно в лагерь. Людмиле повезло (опять помогло знание немецкого) — один бауэр взял её к себе для работы в коровнике.
Спустя несколько месяцев Людмила стала замечать, что хозяин как-то странно на неё поглядывает. Женское чутьё подсказало — быть беде. И она не ошиблась. Однажды ночью подвыпивший хозяин пришёл на сеновал, где она спала, и надругался над нею. Потом он приходил ещё и ещё — каждый раз, когда выпивал. Что она могла сделать? Ничего. Только страдать и повиноваться, в противном случае её ждало возвращение в невыносимые условия лагеря.
Закончилась война. Людмила вернулась в Минск. Из армии демобилизовался Леонид, которого она по-прежнему, а может, даже ещё сильнее любила. Встречу с ним ждала с огромным волнением, страхом и надеждой. Леонид тоже всю войну думал о ней и мечтал о встрече. Он вернулся статным, красивым майором, вся грудь в орденах, так что женихом был весьма завидным.
У матери Людмилы ещё с довоенных лет была подруга. И Людмила рассказала ей как близкому человеку о своих злоключениях в концлагере и у бауэра. У этой женщины тоже была дочь, почти ровесница Людмилы, и она решила, что неплохо было бы заполучить Леонида для своей дочери, поэтому и сказала ему — так, между прочим:
— Пока ты, Лёнечка, проливал кровь на фронте, твоя Людочка в тылу тоже не теряла время зря.
— Что вы имеете в виду? — побледнев, спросил Леонид.
— Не маленький, догадаешься.
Леонид знал себя, свой ревнивый характер, поэтому старался не думать об услышанном, убеждал себя, что всё это неправда, тем более что ничего конкретного ему и не сказали. «Нельзя гнусной сплетней омрачать радость долгожданной встречи», — уговаривал себя Леонид. И всё-таки сомнения, как заноза, засели в мозгу.
Людмила чувствовала, что не сможет солгать ему, но всё-таки надеялась, что у него хватит душевного такта не трогать эту тему. А Леонид не смог совладать с собой, и в конце-концов спросил, была ли она верна ему все эти годы. И Людмила рассказала всё без утайки. Леонид плакал, слушая её исповедь. Затем встал и тихо сказал: «Я люблю тебя и поэтому простить не могу»…
Бліжэйшыя продкі і нашчадкі

